«Человек так же мало сотворён для того, чтобы принуждать, как и для того, чтобы повиноваться. Люди взаимно портятся от этих двух привычек. Тут одурение, там наглость — и нигде истинного человеческого достоинства»(ц)
Консидеран Виктор (1808 — 1893), французский социалист.
Так что же это такое — истинное человеческое достоинство?
Давным — давно Роберт Бернс (1759 — 1796) написал:
«Настанет день и час пробьёт,
Когда уму и чести
На всей земле придёт черёд
Стоять на первом месте!
При всём притом, при всём при том,
Могу вам предсказать я ,
Что будет день, когда кругом
Все люди станут братья».
Похоже, день этот уже не за горами, — или мы изменимся, или-же нас изменят.
«Безопасность и благо общества обеспечиваются только нравственностью его членов.
Нравственность-же основывается на любви, исключающей насилие.
Но люди так привыкли к насилию, что думают, что они живут мирно только оттого, что есть суды, полиция, войска.
Это не только неправда, но, напротив, все эти суды, полиция, войска больше всего другого мешают дружной и согласной жизни людей. Люди, возлагая свои надежды на все эти устройства власти, уже не заботятся о том, чтобы своими силами, установить мирную жизнь между собою.
Но люди — разумные существа и потому могут жить, руководясь разумом, и неизбежно должны заменить насилие свободным согласием. Всякое же насилие отдаляет это время».(ц)
Л. Н. Толстой «Путь Жизни»
Марфа