Когда Мария Вербова и Томас Оливер Мэйсон решили пожениться, они не предполагали, что этот брак заставит Томаса, доктора химии из Кембриджа, покинуть страну, прервав работу в институте Вейцмана.
История началась, едва химик доктор Т.Мэйсон и магистр биохимии М.Вербова решили официально зарегистрировать брак после трёх лет совместной жизни. Они познакомились в институте Вейцмана, где оба работали, когда собрались оформить отношения, оказались перед лицом разразившейся коронавирусной эпидемии. «Единственный способ пожениться для нас, — объясняет Вербова, — это гражданский брак за границей, так как Томас – иностранный гражданин. Однако администрация института Вейцмана предупредила нас, что, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, иностранец, временно покинувший Израиль, не сможет вернуться назад».
Пришлось искать другие пути для создания официальной семьи. После долгих поисков выход нашёлся: оформить брак, не выезжая из страны, с помощью юриста брачного агентства в штате Юта, США, осуществляющего эту процедуру удалённо по Zoom, и имеющего права выдавать заверенные свидетельства о гражданском браке. Итак, регистрация состоялась, друзья и члены семьи, присутствовавшие на церемонии, поздравили новобрачных. Но на этом удача закончилась. Действующий в то время министр внутренних дел Арье Дери, посчитав, что подобные браки нарушают монополию раввината, издал указ: не считать пары, оформившие отношения удалённо, семейными и, следовательно, не наделять их положенными по закону правами. Свидетельство о гражданском браке>>>
Одновременно возникли трудности в институте Вейцмана, где доктору Мейсону предложили отказаться от следовавшего ему повышения зарплаты, в противном случае, угрожая не продлевать ему студенческую визу и тем самым препятствуя завершению работы по публикации важной для него статьи.
Обращение М.Вербовой и Т.Мейсона в МВД тоже не принесло желаемого результата. Служащая министерства изменила категорию визы Мейсона на туристическую, объяснив, что это единственный разумный вариант в данном случае. Но именно эта новая категория визы дала повод администрации института Вейцмана немедленно уволить Томаса, основываясь на законе, исключающем возможность найма на работу человека с туристической визой. Таким образом, молодая семья оказалась без средств к существованию.
Сегодня, благодаря помощи адвоката Ури Регева из Hadosh Association, Т.Мейсону продлили визу до августа, после чего он, вероятно, начнёт работать в Дании. М.Вербова вынуждена ещё на некоторое время остаться в Израиле и надеется присоединиться к мужу позже.
Новый министр внутренних дел – Айелет Шакед, должна бы была вмешаться, отменить незаконный приказ предыдущего министра и разрешить парам, вступившим в брак при посредстве американского агентства в штате Юта (сегодня их насчитывается в стране уже более пятисот), официально зарегистрироваться, чтобы вести нормальную семейную жизнь.