Группа журналистов The New York Times больше года изучала китайские тендеры на закупки технологий для слежки.
Проанализировав большое количество документов, расследователи пришли к выводу, что КНР создала более масштабную систему наблюдения за гражданами, чем это было принято считать ранее.
Под присмотром полиции
По оценкам аналитиков, во всём мире работают около миллиарда камер наблюдения, и половина из них находится в Китае.
Из тендерных документов журналисты NYT узнали, что полиция КНР хотела размещать их именно в тех местах, которые люди посещают для удовлетворения обычных потребностей вроде покупки еды или путешествий.
Кроме того, китайские силовики, согласно документам, добивались установки камер с системами распознавания в частных помещениях — например, в жилых домах, караоке-залах и отелях и тп.
Данные с камер впоследствии передаются аналитической программе, которая идентифицирует расу и пол человека, а также указывает, носит ли он маску или очки.
Как отмечает NYT, вся информация хранится на государственных серверах, и, судя по тендеру из провинции Фуцзянь, там уже набралось 2,5 миллиарда изображений лиц. Сама полиция указывала, что такой набор данных необходим для «контроля и управления людьми».
Слежка через телефоны
Власти Китая также используют телефонные трекеры, чтобы отслеживать установленные приложения, перемещения людей и их взаимосвязь с цифровой активностью. Для этого в стране применяют устройства, которые анализируют Wi-Fi и IMSI (международный идентификатор мобильного абонента) у находящихся поблизости девайсов.
Так, продолжает NYT, пекинские силовики в 2017 году намеревались приобрести трекеры, чтобы узнать, какими именами в социальных сетях пользуются владельцы телефонов. А полиция провинции Гуандун купила устройства в целях поиска у граждан установленного приложения с уйгурско-китайским словарём.
Преследования уйгуров
С 2014 года китайские власти без суда и проведения следствия отправляют местных мусульман, среди которых большинство — уйгуры, в «лагеря перевоспитания».
Формально чиновники объяснили это «проведением антиэкстремистского идеологического образования». По оценкам международных организаций, через эти лагеря прошло уже более миллиона человек.
ДНК и биометрия
По данным NYT, китайские власти собирают ДНК, образцы сканирования радужной оболочки глаза и сведения о голосе «без разбора». Таким образом, в правительственные базы попадают люди, которые совсем не связаны с преступностью.
Образцы голосов, например, собирают с помощью диктофонов, установленных на камерах. В частности, полиция города Чжуншань сообщила в тендере, что ей нужны устройства, записывающие звук в радиусе не менее 91 метра. После этого программа анализировала голоса и добавляла их в базы данных.
Полиция хвасталась, что в сочетании с анализом лица они [образцы голосов] могут помочь быстрее выявить подозреваемых .
Также полиция собирает образцы ДНК у мужчин. Поскольку Y-хромосома передаётся с небольшим количеством мутаций, силовики, имея данные о ней у одного мужчины, могут составить профиль нескольких поколений по отцовской линии в его семье. По словам опрошенных экспертов, другие страны тоже используют этот метод в уголовных расследованиях. Однако китайский подход скорее направлен на сбор большего количества образцов.
Первые попытки создания ДНК-баз журналисты зафиксировали в 2014 году. Сейчас, по подсчётам издания, они работают в 25 китайских провинциях из 31.
Профиль гражданина
Несмотря на развёртывание таких технологий, Министерство общественной безопасности, ведущее полицейское ведомство Китая, полагает, что нынешних аналитических возможностей недостаточно. Одной из ключевых проблем власти считают отсутствие централизации данных, пишет NYT со ссылкой на документы.
Поэтому теперь власти думают, как консолидировать сведения о гражданах. Журналисты NYT получили презентацию компании Megvii, которая предлагает использовать своё ПО. Оно собирает различные данные о человеке и отображает информацию о его передвижениях, одежде, транспортных средствах, мобильных устройствах и социальных связях.
В комментарии для издания Megvii заявила, что заинтересована в безопасности, а «не в наблюдении за какой-либо конкретной группой или отдельными лицами». Но расследователи утверждают, что продукты компании, позволяющие создавать личное досье на граждан, уже применялись китайской полицией.
Недавно стало известно, что власти Китая сорвали акцию протеста с помощью системы для слежки за «ковид». Чиновники просто отключили митингующим их цифровые пропуска.
Около двух месяцев назад четыре китайских банка заморозили вклады своих клиентов на общую сумму в 178 миллионов долларов. Из-за этого люди остались без доступа к своим сбережениям, а компании — без возможности перевести средства на зарплаты сотрудникам.
Пострадавшие клиенты решили устроить акцию протеста. В качестве точки сбора они выбрали город Чжэнчжоу в центральной провинции Хэнань, куда и направились демонстранты со всей страны. Однако акции не случилось.
Перед поездкой в Чжэнчжоу «коды здоровья», с помощью которых власти отслеживают коронавирус, сменились с зелёных на красные — обычно это указывает на инфицирование или близкий контакт. Такой статус запрещает гражданам пользоваться общественным транспортом и посещать публичные места. После смены кода, по словам некоторых протестующих, их начала задерживать полиция.
Отследить вкладчиков власти могли с помощью других своих ограничений.
Якобы из-за «вспышек» «ковида» некоторые регионы Китая требуют от граждан заранее регистрировать свои путешествия на онлайн-платформе. Судя по всему, из неё чиновники и подгрузили данные, а затем отключили всех, кто собирался в Чжэнчжоу.
Осталось интегрировать всё это в систему социального рейтинга в Китае, и мы сможем наблюдать антиутопические фантазии Д.Оруелла уже воочию.
источник
От Редакции:
Основываясь на показаниях многих ведущих врачей и учёных, наша позиция по медицинской части вопроса сводится к следующему:
- В связи с тем, что вирус официально так и не был выделен, все разговоры о больных, выздоровевших или-же умерших от данного вируса, а также разговоры о новых штаммах (альфа, бэтта, гамма, ламбда, дельта, омикрон и тд.)являются выдумкой, так как нельзя заболеть, выздороветь или-же умереть от того, чего нет.
- ПЦР-тесты не могут диагностировать болезнь, которой нет(а по утверждениям самого создателя этих тестов, вообще не могут диагностировать никакую болезнь),поэтому все статистические выкладки, основанные на этих проверках, являются ложными.
- Препараты Pfizer-BioNTech, Moderna и тп., являются экспериментальным видом генной терапии и уж никак не стандартным видом вакцин в их привычном понимании.
- Никакой пандемии нет(см. пункт 1)
- Маски не только не защищают от распространения респираторных заболеваний, но и причиняют серьёзный вред здоровью при их постоянном ношении.
- Приведённые в статье цитаты, или переводы высказываний различных экспертов или-же организаций, переданы в оригинальном виде и могут не совпадать с позицией редакции по медицинской части вопроса.